Прогулка на яхте в любом случае доставит вам огромное удовольствие. Если же вы впервые попали на яхту, но не хотите быть просто балластом, прочтите эту статью. Она поможет вам в итоге стать помощником или хотя бы не мешать на палубе и обрести уважительные взгляды экипажа.
Если вам предстоит прогулка на яхте, запомните главное правило безопасности
Любой человек попавший на яхту в статусе пассажира по закону должен находиться на борту в спасательном жилете. Спорить с капитаном совершенно бесполезно. Если вы будете без жилета, он может схлопотать серьезный штраф. Но главное- наличие на вас жилета поможет избежать беды, если вы случайно окажетесь за бортом.
«Со мной такого не произойдет!» -скажете вы с уверенностью. Тогда следующее, что вам просто необходимо знать, это что такое «гик».
Гик это горизонтальная перекладина, на которой крепится парус, называемый «грот». Грот является основным парусом у яхт с парусным вооружением типа «Бермудский шлюп». Вам очень важно знать, что при определенных поворотах яхты гик переходит с одного борта яхты на другой. Поэтому такой поворот на яхте — момент повышенной опасности, особенно для новичков. В такой момент можно зазеваться, получить неожиданный удар гиком и оказаться за бортом. А поскольку яхта ходит галсами, то есть постоянно меняет направление движения, подставляя ветру то один борт, то другой, то поворотов во время вашей яхтенной прогулки будет много. Попав на яхту, сразу же выясните, как выглядит гик и будьте предельно осторожны. Слушайте команды капитана, который громко вслух объявляет: «Приготовиться к повороту…Поворот!»
Прогулка на яхте: что нужно знать об откренивании
На гоночной яхте вы можете помочь откренивать лодку вместе с экипажем. Это делают, чтобы перемещать центр тяжести яхты. В такой момент яхта наклоняется на один борт, а свободные члены команды группируются на другом, чтобы лодка удерживала равновесие. Не нужно бояться! Килевая яхта максимально устойчива к переворачиванию сама по себе, и откренивание нужно не для того, чтобы она не перевернулась, а чтобы улучшить ее ходовые свойства.
Но при этом крепко держитесь. Важно держаться за неподвижные части яхты. Обязательно спросите, за что вам можно держаться, а за что не стоит. Во что бы это ни стало, не упадите за борт.
Далее, во время вашей первой прогулки вам стоит разобраться в том, что у яхты есть наветренная и подветренная стороны. «Наветренная» — та, с которой дует ветер, надувающий паруса. Этот ветер называется «вымпельный». «Подветренная» сторона — противоположная. Это поможет вам ориентироваться в ситуации.
Прогулка на яхте: работа с тросами
Вы можете оказать помощь команде в работе с бегущим такелажем. Для этого вам лучше принести или попросить на яхте перчатки. Для первого раза подойдут любые строительные. Защитив руки, вы сможете без опаски работать с веревками: помогать поднимать и опускать паруса, швартоваться, осуществлять повороты. Но пока только в качестве юнги. Если видите, что можете помочь, пробуйте присоединиться к матросу, который работает с веревкой. Но сначала спросите его разрешения.
Хватайтесь только за свободный конец веревки, который называется «ходовой» в отличие от «коренного» конца, который прикреплен к чему-либо. Внимательно слушайте команды капитана. Вот 4 команды, которые касаются бегущего такелажа:
Команды «Потрави» и «Выбери» противоположны друг другу. Услышав первую, постепенно увеличивайте длину коренного конца веревки, чтобы достичь нужного эффекта. А при второй команде — уменьшайте длину коренного конца, натягивая веревку. Для этого перебирайте трос двумя руками в нужном направлении. Иногда перед выполнением этих команд нужно освободить трос из фиксатора. Предоставьте это на первых порах более опытному члену экипажа.
«Отдай» — команда означает, что нужно обеспечить полную свободу тросу. Если он был в руках, то отпустить. Если был закреплен, то освободить, отвязать и отпустить. Также нужно проследить, чтобы он ни за что не зацепился.
«Заложи » — команда, в общем в чем-то противоположная команде «отдай». Если вы получили такую команду, нужно сохранить свободную длину ходового конца троса и зафиксировать ее. Для этого могут быть применены различные устройства- фиксаторы: стопоры, утки, лебедки и просто морские узлы. Но если вы пока не умеете работать с фиксаторами, предоставьте выполнение более опытному члену экипажа, в случае если такой окажется рядом.
На яхте всегда нужна помощь, но если вы почувствуете, что мешаете, найдите место, где вы могли бы находиться и никому не мешать. Вам также будут благодарны. Если вам удастся быть активным во время прогулки на яхте, вы получите наиболее яркие впечатления и незабываемые воспоминания на всю жизнь.