Что такое якорь на корабле и для чего он предназначен, знает даже ребенок. Якорь – обязательный элемент оснащения любого судна.
Якорь – это литая, кованая или сварная конструкция специальной формы, предназначенная для удержания корабля, подлодки, плота или другого плавающего объекта на одном месте за счёт сцепления с грунтом, и связанная с объектом удержания посредством якорной цепи или троса.
Миссия любого якоря – остановить и надежно зафиксировать судно на одном месте, независимо от волн, течения и ветра.
Якорь: основные виды и назначения
Для того чтобы удерживать судно на воде в древности использовали камень с привязанной к нему веревкой. С развитием мореходства конструкция совершенствовалась, и камень превратился в якорь. Якорь также подвергался изменениям, его формы и технические характеристики шлифовались веками. К самым известным,распространенным и востребованным видам якорей относятся «Адмиралтейский», «Дэнфорта», «Матросова», «Фортресс», «Холла», якорь-кошка, якорь-кобра, якорь-плуг и так далее. Также можно назвать множество якорей, названых в честь их изобретателей.За всю историю совершенствования якоря выдано тысячи патентов и авторских свидетельств.
Все виды якорей имеют схожую конструкцию. Конструкция классического якоря состоит из следующих основных элементов: продольного стержня – веретена, которое является основой якоря. В верхней части веретена есть скоба, предназначенная для крепления якоря к якорной цепи. В нижней части веретена расположены рога, которые переходят в лапы с остриями – носками. Рога неподвижно крепятся к основанию якоря, а сам узел крепления называется тренд. Нижняя грань тренда называется пяткой. В некоторых якорях для увеличения сцепления с грунтом присутствует шток — стержень, ориентированный поперёк веретена.

Сегодня мы имеем более трех тысяч видов якорей разной конструкции. Современные якоря – это шедевры технического дизайна и функциональной лаконичности. Они невелики по размерам и весу, но крайне «зацеписты» и прочны, в отличие от более ранних своих предшественников.
Современные якоря в зависимости от назначения делятся на:
1. Становые якоря – нужны непосредственно для удержания судна на стоянке. Они располагаются в носовой части судна.
2. Вспомогательные якоря – располагаются на корме и предназначены для предотвращения разворота судна, которое стоит на становом якоре.
3. «Мёртвые» якоря – закрепляют плавучие объекты для длительного удержания на одном месте (маяки, буи, буровые суда).
4. Завозы – служат для удержания специализированных плавучих средств (например, судна технического флота для дноуглубительных работ или добычи ископаемых).
5. Плавучие якоря – служат для удержания корабля носом к ветру, предотвращают его разворот бортом к волне. Якоря для круизных яхт.
Требования к якорям неизменны на протяжении всей истории. Якорь должен надежно стопорить судно и обладать оптимально малым размером.
Какой якорь выбрать для яхты
По нормативам ведущих морских государств яхта должна обеспечиваться двумя якорями:
Основной: закрепляется в носовой части яхты и служит основным средством обеспечения надежной и безопасной якорной стоянки в любых навигационных ситуациях и условиях;
Запасной: дополнительный якорь, располагающийся на корме судна и служит для дополнительного (запасного) заякорения, на сложных и мало-зацепистых грунтах морского дна.
Дополнительно в комплекте яхты может находиться и третий запасной якорь. Он предназначен на случай утраты основного или дополнительного якоря. Многие шкиперы предпочитают его иметь в своих инструментальных рундуках.

Общие требования к яхтенным якорям:
- Надежная постановка судна на якорную стоянку;
- Хорошая конструктивная «зацепистость» якоря;
- Комфортное расцепление якоря и донного грунта во время снятия с якорной стоянки;
- Оптимальный вес и габариты якоря, соответствующие максимальному подъемному усилию якорной лебедки и беспроблемной походной транспортировке.
- Надежность и прочность материалов, из которых изготовлен якорь, а также его антисолевое и антикоррозионное покрытие изделия.
- Соответствие госстандартам. В случае аварии с использованием самодельного якоря страховая компания получит повод для отказа в выплате возмещения.
Якорь – это не только важный атрибут любого судна, якорь – это символ стабильности, надежности и безопасности. Не рискуйте и оснащайте любимую яхту только сертифицированными якорями проверенных производителей. И чувствуйте себя в безопасности на любой стоянке в любую погоду.
